Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 4 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.82.19.011
УДК: 371.9:15
ББК: 74.5:88.840
Е. В. Резникова ORCID
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. А. Бородина ORCID
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик , ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация

Введение. Приоритетным направлением исследований Российской академии образования является научное обоснование подходов к повышению качества образования учащихся. Одной из проблем качественной подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья к усвоению образовательной программы является организация комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями письменной речи в условиях общеобразовательной школы. Авторами сделана попытка описать результаты комплексной работы по реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с речевыми нарушениями. Исследование основано на данных, полученных в инклюзивной образовательной организации — МАОУ «Средней общеобразовательной школе № 73 г. Челябинска».

Цель статьи — обосновать авторское видение реализации коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников с дизартрией через систему психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной организации.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы основные методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, изучение состояния проблемы, изучение истории развития детей, личных дел и медицинских карт, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий, контрольный, обучающий эксперименты, анализ и обобщение полученных результатов.

Результаты. В результате экспериментальной работы отобраны и адаптированы экспериментальные методики для выявления нарушений письма у младших школьников с нарушениями речи. Коррекционная работа по преодолению нарушений письменной речи младших школьников проводилась посредством апробации комплекса специально отобранных упражнений на общеобразовательных занятиях, специально-организованных занятиях и во внеурочной деятельности, а также во время взаимодействия обучающихся с дисграфией с другими специалистами общеобразовательного учреждения и родителями.

Обсуждение. Подчеркивается, что результаты коррекционной работы доказывают эффективность предложенных ученикам упражнений по преодолению дисграфии. Они вызвали интерес у обучающихся, активизировали познавательную активность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, у детей возникала заинтересованность в улучшении результатов своих письменных работ.

Заключение. Делается вывод о том, что коррекционная работа по преодолению дисграфии предполагала комплексное психолого-педагогическое сопровождение с учетом индивидуальных особенностей, структуры дефекта и особенностей развития неречевых функций младших школьников.

Ключевые слова

ограниченные возможности здоровья, обучающиеся с речевыми нарушениями, дисграфия, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивная школа, коррекционная работа, индивидуальные особенности, структура дефекта

Основные положения

– описаны методические подходы к реализации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях общеобразовательной организации;

– представлены практики реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы, позволяющие реализовывать основные направления оказания коррекционной помощи, основываясь на индивидуальном подходе и знании структуры дефекта.

Цитировать публикацию

Резникова, Е. В.  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Текст] / Е. В. Резникова, В. А. Бородина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  4. — С. 169-181. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.82.19.011.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598. Доступ из инфорационно-правового портала «Гарант».

2. Барсукова Л. А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. Ростов н/Д. : Феникс, 2010. 316 с.

3. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб. : Союз, 2003. – 224 с.

4. Садовникова И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. М. : Парадигма, 2012. – 279 с.

5. Ишимова О. С. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. М. : Просвещение, 2014. 126 с.

6. Кодермятов Р. Э., Тумакова Н.А., Павловская Е. В. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1733-1735. ISSN 2072-0297.

7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л. М. Шипицыной. М.: Владос, 2003. – 528 с.

8. Borodina V. A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. no. 12. 2486-2492.

9. Vasilyeva V. Methodological bases of pedagogical concept of development of communicative competence of teachers of preschool educational establishments. InternationalJournalofAppliedandFundamentalResearch. 2015, no. 2. 16–17.

10. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность. Волгоград: Учитель; ИП Гринин Л. Е., 2014. – 235 с.

11. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М. : В.Секачев, 2017. – 132 с.